Аккумулятор – в буквальном смысле сердце автомобиля. Именно он запускает двигатель, а также обеспечивает работу электроприборов при заглушенном моторе. Срок службы аккумуляторной батареи невелик – в среднем он составляет три года, но некоторые модели АКБ начинают терять свои свойства только после пяти лет работы. А вот недорогой необслуживаемый аккумулятор может выйти из строя всего после одной глубокой разрядки. Поэтому важно знать основные правила ухода за АКБ и, конечно же, не забывать регулярно выполнять несложные манипуляции.
Для любого владельца автомобильной техники и речных судов важно как можно дольше продлить срок службы аккумуляторной батареи. Даже если вы купите дорогой источник, это не говорит о его надежности и способности работать сколько угодно.
Главным является то, как будут соблюдены инструкции по эксплуатации, так как именно из-за нарушения банальных требований происходят разные неприятности. Это может быть преждевременный выход из строя, плавное снижение емкости, невозможность зарядить АКБ из-за полного разрушения пластин. Если эксплуатировать аккумулятор правильно, он проработает долго и эффективно.
Основные правила
Чтобы тяговые АКБ работали долго, за ними должен быть осуществлен правильный уход. Обязательно должны соблюдаться важные требования. Приведем правила эксплуатации батареи, которые нужно выполнять в обязательном порядке:
- Для продления срока службы кислотных аккумуляторов нужно держать их в заряженном состоянии. Это касается классических модификаций с сурьмянистыми и даже легированными кальцием пластинами и жидким электролитом. Если уровень заряда будет недостаточным, вскоре заметно снизится его емкость, а также плотность заряда. Особенно критично на него влияют низкие температуры менее 0 градусов. Если аккумуляторные батареи будут долго находиться в таком состоянии, вскоре начнется процесс сульфации. Нагрев свыше 30 градусов также критично сказывается на работоспособности батарей.
- Во время эксплуатации не допускайте глубокий разряд до 80% от первоначальной емкости. Если они будут происходить часто, то ресурс батареи сильно снижается. Оптимально доводить разряд до 40-50% от начального состояния, тогда источник прослужит долго. Чем меньше глубина разряда, тем большее количество циклов способен выдержать аккумулятор. Например, если регулярно доводить глубину разряда до 80%, то количество циклов заряд/разряд составляет 400, а если разряжать не более 50-60%, то число увеличивается до 800 и более.
- Выработайте у себя привычку, которая также будет частью обслуживания АКБ. Как только воспользовались им, сразу же ставьте на зарядку. Это нехитрое правило позволит продлить его использование в несколько раз.
- Любой тяговый аккумулятор, какой бы емкости он не был, нуждается в постоянном заряде. Важно, чтобы его уровень был 100%. Так источник будет отдавать максимальный ток и не оставаться подверженным преждевременной деградации. Не допускается ставить на частичную подзарядку. Чтобы АКБ работала долго, ее нужно заряжать полностью.
- Соблюдайте температурный режим. Конечно, автомобиль может оказаться в разных условиях, и особо на состояние батареи не повлияешь. В любом случае нужно следить за температурными показателями источника и не допускать его перегрева, что часто бывает во время подзарядки. Технический регламент обслуживания аккумуляторов подразумевает соблюдение условий зарядки, то есть если это тяговый источник, то открутите пробки, долейте жидкость и заряжайте в проветриваемом и прохладном помещении от +5 до +25 градусов. Особенно критично на батарею действует температура свыше 40 градусов.
Важно. При увеличении температуры энергетическая емкость батареи возрастает, что с одной стороны хорошо. С другой значительно сокращается срок ее службы. Соответственно, при понижении температуры значение емкости уменьшается.
Правила ухода за необслуживаемой АКБ
Аккумуляторные батареи делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. С точки зрения ухода, отличаются они незначительно – стандартный перечень правил для первых двух типов дополняется необходимостью периодической проверки уровня электролита и его доливки. Кроме того, для обслуживаемых моделей возможен даже ремонт аккумуляторов, вплоть до замены пластин. Но это требует высокой квалификации, поэтому для начала рассмотрим базовый уход на примере необслуживаемых АКБ. Для них требуется регулярно проводить:
- Очистку клемм и контактных частей силовых проводов. Металл имеет свойство окисляться, поэтому важно не допустить прикипания проводов к клеммам, иначе могут возникнуть проблемы при их отсоединении во время аварийной ситуации. Клеммы и контакты чистятся металлической щеткой с нашатырным спиртом или водным раствором соды. После очистки следует закрепить контакты и намазать клеммы литолом, солидолом или другой подобной смазкой во избежание их повторного окисления.
- Очистку корпуса. Нельзя допускать загрязнения корпуса аккумуляторной батареи. Если у вас необслуживаемый аккумулятор, то особое внимание следует уделить очистке газоотводного отверстия, поскольку его загрязнение может привести к отказу устройства.
- Проверку креплений. Жесткое крепление АКБ необходимо, чтобы избежать повреждения пластин из-за вибрации и ударов. Поэтому вы должны убедиться, что прижимные планки обеспечивают хорошую фиксацию устройства.
В базовые правила ухода входит и периодическая зарядка аккумулятора автомобиля. В стандартных условиях АКБ заряжает генератор транспортного средства, но при его длительном простое, а также в зимнее время, часто требуется дополнительная подзарядка батареи с помощью специализированного зарядного устройства.
Чтобы определить, нужно ли зарядить аккумулятор автомобиля, нет другого способа, кроме как проверить аккумулятор мультиметром. Нормальное напряжение на его клеммах при неработающем двигателе должно быть на уровне 12,5-13 В. Если оно меньше, то батарею лучше зарядить. Для этого аккумулятор необходимо снять и перенести в сухое отапливаемое помещение.
Для зарядки АКБ подойдет любое устройство, которое позволяет регулировать ток заряда аккумулятора автомобиля – он должен находиться в промежутке от 5 до 10% от емкости батареи. При этом необходимо следить, чтобы напряжение на клеммах не поднялось выше 14,4 В, иначе АКБ может просто «закипеть», что для необслуживаемых батарей равносильно выходу из строя. После того как зарядка была завершена, сначала отключают зарядное устройство, а затем и аккумулятор, начиная с минусовой клеммы.
Как заряжать автомобильный аккумулятор?
Чтобы автомобильный аккумулятор работал длительное время, за ним нужно следить. Даже если вы купили совсем новый источник постоянного тока, то не стоит полагать, что он будет постоянно заряжен.
Возможно, в вашей машине есть проблема — генератор не выдает нужное для восстановления плотности заряда напряжение. Тогда энергетическая емкость АКБ будет постоянно снижаться, может стать совсем низкой. Для продления срока эксплуатации нужно соблюдать следующие простые требования:
- Контролируйте напряжения бортовой сети при заведенном моторе. Оно должно быть не менее 14,3 В. Если меньше, то АКБ полностью не восполняет свой заряд, вскоре она выйдет из строя.
- Если машина длительное время стояла без дела, перед запуском мотора проверьте его состояние. Индикатор должен быть зеленым с маленькой красной точкой. Если видна только красная точка, источник разряжен. Требуется подключить его к ЗУ. Также для профилактики рекомендуется периодически заряжать АКБ после простоя, даже если глазок показывает зеленый цвет.
- Для восстановления емкости используйте только фирменные или надежные автоматические, которые по мере восполнения энергии сами регулировали бы ток зарядки.
Правильно выбирайте АКБ для своего автомобиля или техники специального назначения. Это важно, так как использование менее энергоемкого источника приведет к его скорому истощению. Лучше взять с небольшим запасом, но при этом, чтобы генератор справлялся с восстановлением заряда.
Своевременная зарядка после длительного простоя гарантирует долгую службу и необходимый крутящий момент для запуска мотора или работы электрической тяги в случае с тяговым источником. При этом выбирать стоит не только по емкости и пусковому току, но также и по типу или устройству, потому что в продаже есть разные модификации свинцово-кислотных батарей — от сурьмянистых, заканчивая легированных серебром и гелевым электролитом.
Как влияет перегрев на аккумуляторы?
Автомобильные свинцово-кислотные батареи очень чувствительны к высоким температурам. Это обусловлено особенностями устройства. В конструкции источников имеются свинцовые пластины-решетки, в которых содержится активная паста. Она удерживается в ней за счет своей особой консистенции и профиля решеток.
Температура весьма критично влияет на АКБ. Часто перегрев наступает в результате неправильной зарядки и банального несоблюдения зарядных токов. Малейший перегрев разрушает электродные пластины. Чтобы не допустить такие процессы, нужно соблюдать технические особенности конструкции батареи и использовать для заряда только автоматические устройства. Особое значение имеет тип батареи, который может быть кислотным. В чем суть их применения, и какие функции выполняют?
Заводские ЗУ для автомобильных аккумуляторов отличаются наличием следующих функций:
- можно заряжать аккумуляторную батарею средними и низкими токами для достижения заданной емкости;
- есть режим импульсного заряда, когда сначала подается первый импульс для заряда, затем источник разряжается и так далее с повторами, пока не будет достигнут 100% заряд (каждую секунду формируется разрядный импульс);
- автоматическое восстановление заряда при малейшем его снижении, его лучше использовать для стационарных аккумуляторных батарей, размещенных в системах автономного энергоснабжения.
Многие фирменные автоматические ЗУ оснащены режимом десульфации. Он обеспечивает импульсными режимами работы зарядки. Чтобы источник тока проработал как можно дольше, рекомендуется использовать такой режим регулярно. Так существенно увеличивается срок службы батареи и сокращается вероятность деградации. Пластины всегда будут находиться под достаточным потенциалом.
Важно. Для восстановления заряда аккумуляторной батареи и продления срока его службы, рекомендуется использовать фирменные автоматические зарядные устройства. Они самостоятельно контролируют ток и в случае его непредвиденного увеличения отключат его дальнейшую подачу.
Соблюдение зарядных напряжений и токов
Для увеличения срока службы аккумуляторных батарей нужно соблюдать величину напряжения и зарядного тока. Это важное условие, так как при его несоблюдении могут произойти следующие вещи:
- Перегрев электролита. Закипание кислоты однозначно пагубно сказывается на дальнейшей работоспособности автомобильного аккумулятора. Происходит вымывание активной пасты, из-за чего может произойти короткое замыкание между банками и просто потеря емкости. После одного такого перегрева батарея будет заметно быстрее заряжаться и также очень быстро разряжаться.
- Разрушение электродов. Слишком большие зарядные токи влекут за собой не только закипание кислоты. Она начинает испаряться, и ядовитые вещества попадают в атмосферу и могут причинить огромный вред здоровью и всему живому.
- Снижение емкости. Сначала при нагреве она увеличивается, что сопровождается процессом десульфации, но продолжение нагрева влечет за собой разрушение активной пасты.
Уровень и плотность электролита в аккумуляторе
Если все предыдущие правила ухода универсальны для любых типов АКБ, то регулярная доливка электролита – особенность именно обслуживаемых и малообслуживаемых моделей. Необходимость в этом связана с принципом работы подобных батарей, в ходе которой дистиллированная вода постепенно выкипает и испаряется, что повышает плотность электролита в аккумуляторе и ухудшает работу АКБ.
Именно поэтому так важно знать, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, причем именно вашу модель. Обычно это делается визуально, но есть и современные модели, оснащенные специальным индикатором. Если уровень ниже нормативного значения, то через технологическое отверстие в батарею необходимо долить дистиллированную воду. После этого аккумулятор снова готов к работе.
Возможные дефекты в АКБ
Неправильная эксплуатация аккумуляторных батарей приводит к разным последствиям:
Аккумуляторные пластины из-за несоблюдения режимов заряда, а также условий хранения подвергаются сульфации, то есть, на них образуется диэлектрическая субстанция белого цвета, препятствующая протеканию нормальному электронному обмену;
- разрушение свинцовых пластин под воздействием кислотной среды;
- обсыпание активной пасты, что может привести к короткому замыканию;
- разгерметизация из-за перегрева или перезарядки;
- механическое повреждение внешней оболочки или корпуса.
Важно запомнить главное при эксплуатации аккумуляторов. Нельзя допускать долгое хранение батареи в разряженном состоянии, то есть когда величина заряда достигает менее 20% от первоначального уровня. Это необратимые процессы, которые приводят к сильной деградации батарей, невозможности их дальнейшего применения в тех же режимах, что раньше.
Работа с АКБ в блоках
Обычно тяговые аккумуляторы в спецтранспорте и складской технике используются блоками. Ресурс у них одинаковый, поэтому менять рекомендуется одновременно все сразу. Это даст гарантии, что весь блок будет работать эффективно и в дальнейшем. Менять частично, то есть только одну батарею из всего состава не рекомендуется.
Если вы установите новый источник и оставите работать вместе с севшими батареями, то он вскоре выйдет из строя, потому что будет нагружен больше остальных. Данное обстоятельство связано с разной величиной внутреннего сопротивления источников тока, из-за чего в их цепях протекают разные по величине токи. Так как сопротивление севших элементов питания меньше, заряженный источник постоянное пополняет их своей энергией, что приведет к его быстрой поломке. В итоге, новый аккумулятор выходит из строя первым.