Все дети, как правило, очень активны. И если мы видим ребенка, который подолгу лежит или сидит, то мы начинаем беспокоиться, здоров ли он. Природа наделила детей подвижностью и вертлявостью, но кому-то эти качества достались в полной мере, а кому-то совсем немного.
Активный ребенок – это здоровый ребенок, который родился у адекватных родителей, которые не давят воспитанием, а растят нормального человека.
Но если это так нормально, то почему же неврологи гиперактивность называют патологией и прописывают малышам успокоительные препараты? Оказывается, между простой активностью и навязчивой гиперактивностью есть большая разница.
Но при этом не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с гиперактивностью. И даже если ваш малыш полон энергии, которая порой бьет через край, это вовсе не означает, что ребенок гиперактивен.
Отличия гиперактивных детей:
- Такие дети очень болтливы, они создают много шума.
- Гиперактивный ребенок невнимателен во время игр со сверстниками.
- Дети с синдромом активности очень импульсивны и непредсказуемы, их настроение меняется очень часто.
- В любом коллективе он станет источником беспокойства, так как постоянно шумит, берет чужие вещи и мешает окружающим.
- У таких детей зачастую бывает низкая самооценка, они упрямы, лживы, вспыльчивы, задористы и агрессивны.
В связи со всеми этими проблемами в школьный период у детей с гиперактивностью появляются трудности с учебой и поведением.
По ряду причин у гиперактивных детей проявляются частые перепады настроения, появляется не проходящая тревожность, страхи и гневливость.
10 правил воспитания гиперактивного ребёнка — Доктор Комаровский
В поведении гиперактивных детей просматривается агрессия, инфантильность, вспыльчивость и упрямство.
Причины возникновения гиперактивности
Гиперактивность возникает по ряду причин, а вовсе не из неоткуда, как думают многие родители.
Ученые установили неразрывную связь между гиперактивностью ребенка и неблагоприятно протекающей беременностью. Зачастую причинами являются токсикозы, стрессы, инфекции, переносимые матерью во время беременности. Также причиной могут послужить различные лекарства, снотворные препараты, гормоны, принимаемые в этот период. В группу риска также попадают те дети, которые родились в результате кесарева сечения, тяжелых родов с патологиями, с маленьким весом и недоношенные.
Причинами гиперактивности ребенка могут быть и наследственные факторы, поэтому расспросите бабушек и дедушек о том, были ли ваши родители гиперактивными.
Нередко случаи гиперактивности малышей возникают из-за неправильного воспитания, это может быть чрезмерная требовательность, строгость или же напротив, излишняя опека. Очень часто родители сначала сильно балуют ребенка, потакают ему, а потом, увидев, что такие методы непригодны в воспитании, резко меняют направление воспитания на противоположное. Детская психика не готова к таким резким переменам, отчего малыш начинает упрямиться и вести себя еще хуже.
Также нередки случаи, когда мама все разрешает малышу, а папа при этом все то же самое запрещает, поэтому ребенок не может понять, что можно, а что нельзя, и подобные просчеты в воспитании очень плохо сказываются на психике детей.
Нарушения поведения могут возникнуть в результате кризиса в семье, например, развода родителей, семейного скандала, определения в несоответствующий класс школы.
Кроме того, учитывая, что экология в регионах желает оставлять лучшего, а наша современная жизнь стала довольно стрессовой, дети с гиперактивностью стали не редкостью, а скорей нормой.
Правила воспитания гиперактивного ребенка
Помните, малыш не виноват в том, что он стал гиперактивным, у него просто напросто еще не дозрела система самоконтроля. Ругать, наказывать и устраивать ему бойкоты не нужно, такими методами вы добьетесь лишь снижения самооценки и чувства вины у ребенка.
Вашей задачей становится обучение ребенка управлению собой и своими эмоциями. Чтобы малыш научился контролировать себя, нужно научить играть его в агрессивные игры, то есть расскажите ему правила: если он хочет кого-то ударить, то должен сделать это не с живыми существами, а с неодушевленными предметами. Он может бросать камни, где нет людей, бить палкой по земле, пинать что-то, благодаря этим действиям ребенок выплеснет все эмоции наружу, при этом не пострадают ни люди, ни растения, ни животные.
В воспитании вы должны избегать как чрезмерной мягкости и податливости, так и строгости и предъявления повышенных требований. Разъясните своему ребенку все правила поведения дома и на улице, чтобы малыш заранее знал, что можно, а что нельзя. Но при этом количество запретов должно быть минимальным.
Хвалите ребенка, когда он доводит начатое дело до конца, когда он делает все правильно. Это поможет закрепить уверенность малыша в собственных силах.
Старайтесь уберечь ребенка от переутомления, связанного с большим количеством впечатлений от телевизора и компьютера, избегайте мест с повышенным скоплением людей.
Не требуйте от своих детей слишком многого, снижайте ежедневную нагрузку и ставьте перед ребенком реальные цели.
И помните, для любого малыша движение является основой жизни, недостаток физической активности может стать причиной гиперактивности в будущем. Не сдерживайте естественную потребность ребенка, пусть он играет в шумные игры, бегает, прыгает.
Гиперактивным детям нужно давать только одно задание строго на определенный промежуток времени. Научите ребенка правильно распределять силы, планировать действия и доводить до конца все начатые дела. Развивайте у малыша чувство ответственности за собственные решения и поступки.
Разговаривайте со своим ребенком сдержанно и спокойно, что бы он не натворил, переходите на шепот, когда малыш сделает что-то плохое. Не повторяйте часто слово «нет».
Придерживайтесь четкого распорядка дня, прием пищи, выполнение домашних заданий и сон должны всегда проходить в одно и то же время ежедневно.
Избегайте шумных друзей малыша, старайтесь отвести на игру лишь одного друга. Оберегайте малыша от сильного переутомления, оно приводит к потере самоконтроля и разрастанию гиперактивности.
Гиперактивность – это не болезнь, это лишь маленькое отклонение от нормы, но махать на него рукой не стоит, так как само это состояние не пройдет. И тогда в школе ребенок будет испытывать постоянные проблемы в общении и учебе, ему будет трудно с кем-то дружить, и удержать такого ребенка под крылышком вряд ли получится.
И помните, ваш ребенок будет любить вас и слушаться только в том случае, когда он будет чувствовать вашу любовь, повторяйте чаще своим детям, как вы любите их.