Музыка оказывает выраженное благотворное влияние на гармоничное и всестороннее развитие детей уже с самого раннего периода жизни. Еще до рождения — находясь в утробе матери, ребенок начинает воспринимать звуковые колебания, которые поступают из окружающего мира. Поэтому, многие специалисты советуют беременным женщинам регулярно прослушивать негромкую расслабляющую музыку – лучше классическую. Спокойные ритмы
оказывают позитивное воздействие на становление, развитие и оптимальное состояние нервной системы малыша.
Такие занятия не следует прекращать и после рождения ребенка. В каждом возрасте восприятие музыки детьми осуществляется при помощи доступных им на данном этапе возможностей — слушание, ритмичные движения, пение, игра на простых музыкальных инструментах. Музыкальное воспитание детей способствуют развитию их творческих способностей, художественного вкуса, воображения и чувства прекрасного. Лучшее время для начала активных занятий, а также формирования музыкальных навыков и хорошего вкуса – дошкольный возраст. Польза будет несомненной, даже если ребенок в будущем не станет профессиональным музыкантом, певцом или композитором.
Основы раннего музыкального воспитания ребенка:
- в первые месяцы и годы жизни крохе можно давать прослушивать музыку – записанную на диске и специально адаптированную для такого
возраста, ритмичную — в период бодрствования и игр, а перед сном — плавную и спокойную;
- в два-три года следует начать упражнения по развитию чувства ритма у ребенка – с помощью ложек, трещоток, барабана или ксилофона. В процессе обучения (игры) рекомендуется постепенно усложнять ритм и менять (ускорять) темп;
- детей старше четырех лет необходимо приучать к осознанному прослушиванию музыки – умению выделять и распознавать отдельные звуки, а также музыкальные инструменты, которые их производят. При этом малышу следует доводить основные музыкальные понятия и определения, постараться научить чувствовать и выражать словами настроение, эмоции и ощущения, которые вызывает музыка. Хороший результат в творческом развитии детей достигается «рисованием» прослушиваемого музыкального произведения. В этот период можно начинать посещение музыкальных спектаклей – с последующим совместным обсуждением и пояснением всего увиденного и услышанного.
Музыкальное развитие ребенка. Вебинар М. Казиника на марафоне «Супермама» Danilova.ru
После получения элементарных понятий и навыков музыкального воспитания можно переходить к целенаправленным занятиям с преподавателем путем индивидуальных занятий на дому или обучения в специальных музыкальных учебных заведениях (школах).
Музыкальное воспитание детей – основные задачи:
- развитие интереса к прослушиванию, восприятию, самостоятельному воспроизведению и исполнению музыки;
- формирование творческих способностей, музыкальной и духовной культуры;
- приобретение элементарных представлений о связи музыки с эмоциональной сферой жизни человека – радостью, переживаниями и другими сильными чувствами;
- систематизация и развитие музыкальных способностей, обучение нотной грамоте, чувству ритма, музыкальному слуху и памяти.
Основная задача в процессе музыкального воспитания детей – не только дать фундаментальные знания, развить умения и навыки, но и пробудить у ребенка интерес к познанию. Методы музыкального воспитания дошкольников основаны на общем эстетическом развитии путем активного взаимодействия и общения детей и взрослых (родителей, преподавателей). Способы воспитания очень многообразны и зависят от возраста ребенка, его личностных особенностей, индивидуальных потребностей, поставленных учебных задач, условий и формы проведения занятий.
Музыкальное воспитание детей – основные методы:
- метод убеждения посредством музыки – выразительное исполнение яркого музыкального произведения, в процессе прослушивания которого у
ребенка возникают эстетические переживания. Чтобы вызвать эмоциональный отклик у малыша исполнение музыки должно быть доступным и искренним. Прослушивание произведений должно сопровождаться словесным пояснением педагога, который направляет внимание ребенка на выразительность музыкальных средств, способствует правильному пониманию музыки и развитию светлых добрых чувств;
- метод приучения и упражнения – после возникновения у ребенка интереса к музыке и потребности общаться со звуковыми образами, необходимо научить его сравнивать различные произведения, нюансы и наиболее характерные особенности звучания. Овладение первичными навыками восприятия развивает инициативу и желание к дальнейшему, более глубокому общению с музыкой и самостоятельному ее исполнению. В дальнейшем от ученика и преподавателя потребуются терпение и настойчивость в проведении систематических упражнений, которые и помогут достичь желаемого результата.